Памяти
ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ЧЕРНЫХ

.................

Ирина Черных

«Я помню вальса звук прелестный...»



21 июля 2006 года в Эрмитаже, в гербовом зале Зимнего дворца состоялось торжественное открытие V международного фестиваля "Большой вальс".
Директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский открывает фестиваль "Большой вальс"

Пятое лето подряд петербуржцам и гостям города фестиваль "Большой вальс" предоставляет уникальную возможность — перенестись более чем на 100 лет назад — в беспечную атмосферу удовольствий и развлечений. Фестиваль подарил нам не только музыку, но и встречу с прекрасными дворцовыми интерьерами. Ведь концерты проходили в Павильоне Роз Павловска, в Большом дворце Петергофа, Константиновском дворце в Стрельне, Екатерининском дворце Царского села, Гербовом зале Зимнего дворца и Эрмитажном театре.

Дирижирует Кристиан Поллак

Надо отдать должное сотрудникам Эрмитажа и всем "принимающим" музеям — фестиваль был организован с большим  художественно-музыкальным вкусом и очень интеллигентно, что, к сожалению, не отличает многие современные музыкальные мероприятия. 

"Большой вальс " посвящен 150-летию первого приезда Иоганна-Штрауса-сына в Россию, где он в Павловске провёл одиннадцать триумфальных летних сезонов, поэтому в программу "Большого вальса" традиционно входят 11 концертов — десять основных и один "на бис".

Красивые мелодии полек и оперетт Штрауса органично сливались с изящными и величественными дворцовыми интерьерами.

На открытии фестиваля в Гербовом зале Зимнего дворца за дирижерским пультом стоял постоянный участник фестиваля австрийский дирижер Кристиан Поллак — аранжировщик и музыковед, специалист по вокальной музыке Шуберта и музыке семейства Штраусов, преподаватель Венской консерватории, солировала на этом концерте "Только Штраус" примадонна Дрезденской оперетты Изабелла Ма-Цах. (см. слвева на фото)

Каждый из 11 концертов не только "копировал" программы штраусовских сезонов, но и развивал традиции камерного демократического музицирования, заложенные 150 лет тому назад.

В программе фестиваля прозвучали вечера симфонической и камерной музыки, вокальные и хореографические программы. Первый раз в программу фестиваля была включена не только классика, но и современная легкая музыка — выступление "Терем- квартета" в программе "Вокруг вальса" и музыкальный цикл под названием "уличные мелодии в смокингах", посвященный памяти композитора Андрея Петрова. На этом концерте оркестром Эрмитажа дирижировал Владимир Зива.

И еще одно событие отличало V фестиваль от предыдущих: знаменитая французская фирма в рамках V фестиваля "Большой вальс" представила 22 июля в Павловске в Павильоне Роз эксклюзивный прием, посвященный 200-летней истории взаимоотношений Дома Шампанского и России.

Дом Шампанского, основанный в Реймсе в 1772г. всегда поддерживал особые отношения с Россией. В 1780г. были отправлены первые бутылки шампанского в Санкт-Петербург. Когда глава фирмы Франсуа Клико скончался в 1805г., его 27-летняя жена Барб-Николь Клико Понсардэн взяла бразды правления бизнесом в свои руки. С 1815г количество экспортных партии в Россию достигло небывалой величины, составив в 1820г. более 65% объёма всех поставок. Сегодня на бутылках одного из лучших шампанских вин мира присутствуют имя и портрет знаменитой вдовы, которая прожила 88 лет (с 1778 по 1866гг.), завоевав всемирную славу и звание "Великая Дама Шампани". Каждую фирменную бутылку Клико можно узнать ещё по оригинальной оранжевой этикетке, нарисованной когда-то совсем юной Барб-Николь.

Павильон Роз был построен по желанию императрицы Марии Фёдоровны, вдовы императора Павла I, которая хотела иметь свой дом, где она могла без огласки отдохнуть от светской жизни. 27 июля 1814г. в Павильоне Роз встречали Победителя в войне 1812г Александра I, сына Марии Фёдоровны. По этому случаю шампанское лилось рекой и у всех это событие стало ассоциироваться с Кликовским. В июле 1814г. Великая Дама Шампани и Павильон Роз вошли в исторические описания великих балов Санкт-Петербурга.

Однако, во время бомбардировок Второй мировой войны, уникальный по красоте Павильон Роз был разрушен. С помощью Дома Шампанского Павильон отреставрировали, ему был возвращён первоначальный облик и в 1994г он открыл свои двери для посетителей, поэтому 200-летие наших взаимоотношений отмечалось приёмом в Павильоне Роз.

Во время приёма оркестр Государственного Эрмитажа под управлением Кристиана Поллака (солистка Изабелла Ма-Цах (см. слвева на фото) ) блестяще исполнил "Романтическое путешествие" И.Штрауса, а 23 июля в том же Павильоне Роз Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр "Классика" под управлением Александра Канторова сыграл "Любимые вальсы", которые так соответствовали Павильону Роз.

Фестиваль закончился ещё одним концертом в Гербовом зале Зимнего дворца, а красивая музыка И.Штрауса, органично переплетаясь с изящными интерьерами Петербургских дворцов ещё долго будет звучать в памяти посетителей фестиваля.

В заключение приведу выдержки из  приветствия фестивалю отВенского института исследования творчества семьи Штраус:"Наш институт рад тому, что благодаря проводимому Эрмитажем фестивалю "Большой вальс" после долгого перерыва в пригородах Санкт-Петербурга снова возродились Штраусовские концерты...

...Мы желаем фестивалю, чтобы любители музыки Петербурга и гости города и в дальнейшем могли использовать  предоставляемую им возможность услышать гениальную музыку Штрауса в исторической атмосфере."

Фотографии — И.Черных и Е.Владимировой

23-07-2004 опубликовано в интернет-издание «Письмена»

© «Письмена», 2004-2013





Рейтинг@Mail.ru



Главная | Детство, учёба | Семья | Наука и техника | Преподавание
Издательство | Публицикации | СМИ о И.В.Черных | Фотоархив | Видеоархив
Последний путь | Некролог | Книга памяти | Юбилей | Карта ЮК | Маршрут по ЮК |


Написать письмо администрации сайта































Страница И.В.Черных ВКонтакте



Группа ВКонтакте
"Базовая кафедра АПУ ЛЭТИ
при НПО «Лентепло
прибор»"