Памяти
ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ЧЕРНЫХ

.................

Ирина Черных

Петербург наконец-то познакомился с Церетели



Впервые в Санкт-Петербурге открылась полномасштабная выставка работ одного из известнейших скульпторов современной России — Зураба Константиновича Церетели. 

Именно, прежде всего, как скульптор-монументалист он и был до последнего времени известен петербуржцам, вызывая порой неоднозначную реакцию. 

И мы практически совсем не были знакомы с его яркими и открытыми живописными полотнами.  

Не были известны нам и уникальные эмальерные работы — великолепные, объемные, ярко декоративные эмали-портреты известных людей современности таких как Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллиной (на фото справа), А.Вознесенского и др.

Не знали мы и его графических работ, да и скульптуры в Петербурге практически не выставлялись — мы видели их в основном по телевизору, после завершения какого-либо крупного проекта.

И сам Церетели, живущий в Москве, казался по материалам телепередач, амбициозным и недоступным в тени Лужковской кепки.

При контакте он оказался общительным, даже веселым и удивительно доброжелательным и простым человеком. Кажется, что он радушный и гостеприимный хозяин, так и ждешь известного грузинского приветствия: «Привет генацвали!» с бокалом знаменитого грузинского Цинандали! Не успев сесть за стол, он засуетился — «Где вопросы? Я хочу отвечать на вопросы! ....»

И первый вопрос был, конечно же, на актуальную и всех интересующую сегодня тему крымского скандала — «Где и когда обретет свой постамент Ваша композиция, посвященная лидерам Ялтинской конференции?» Церетели ответил так — «Они (Украина) хотят открыть памятник 9 мая. Есть противники Сталина, которые не хотят его видеть, но факт исторический! Я могу, конечно, оставшиеся без Сталина скульптуры назвать «Ждем», «Ожидание»... Установлен будет там, где встречались, в Ливадии.»

Затем не удержался и добавил о наболевшем — «В России художественное литье не существует — все продано. Единственное, что осталось это завод Росмонументскульптура в СПб.»

Отвечая на вопросы, Зураб Константинович большое внимание уделил вопросу создания Музеев современного искусства. Он сказал: «...Нельзя, чтобы художники, которые получают у нас широкое образование, российскую школу — оставляли это образование в Германии, Англии, Америке.

В Москве мы создали музеи современного искусства, наша мечта создать такие музеи в СПб, Тбилиси, Париже и Нью-Йорке.

(на фото - барельеф М.Булгакова)

В Тбилиси рядом с оперой есть ряд зданий, американцы дали инициативу на следующий год, французы пока спят. 

Поэтому надо, чтобы в Петербурге нам помогли тоже открыть такой музей. Нам ничего не надо, только помещение. От общественности, от прессы это зависит, надо создать отдельно музей современного искусства, надо молодым художникам дать возможность себя показать.»

Рассказывая о своих планах, он отметил: «я буду создавать жен декабристов, те качеств, которые они показали нельзя забыть. Когда я их создам, то женщины, конечно, будут неплохо про меня писать».

Отвечая на вопрос как Президент Академии художеств относится к неофициальному Советскому искусству, Церетели пригласил всех в Московский музей современного искусства, где можно увидеть все известные фамилии художников того времени и «даже Эрнст Неизвестный, когда зашел, то увидел там свои работы.»

Вопрос нашего корр.: «Как Вы относитесь к проекту второй сцены Мариинского театра? И почему его делают иностранцы, а архитекторы нашей Академии как-то немножечко устранились?»

В его ответе послышалась горечь: «У нас много ценнейших профессионалов, но они свой талант оставили за рубежом (привел известные примеры театрального и балетного искусства)... У нас очень хорошие архитекторы...»

Директор московского института им. Сурикова уточнил: «Был проведен второй международный конкурс... У всех есть сомнения в этом проекте... Но мы должны уважать конкурсную комиссию, которая выбрала этот проект...»

Вернувшись к разговору о собственной экспозиции, Церетели так обрисовал свою художественную концепцию петербургской выставки — «Каждый художник стремится показать свое лицо, что он может. И я, как Президент показываю, что я могу.

Я жду от вас, от прессы, как красиво будете ругать, чем больше будете ругать — это поднимет мне тонус — тем больше не буду спать, буду работать.

 Я же просто показываю здесь графику, барельеф, живопись, скульптуру.»

(слева - Б.Окуджава)


На открытие выставки, назначенное на 16 часов приехал представитель Президента Илья Клебанов. Губернатор передала, что сможет приехать только после 17 часов. Решили начинать церемонию без нее, тем более, что народу было очень много, как и желающих выступить.

После И.Клебанова выступил представитель Азербайджана: «...все его работы пропущены через сердце большого художника..», за ним организатор знаменитой «бульдозерной выставки» Э.Н.Драбицкий: «...ни у кого не хватает сил поставить памятник 27-30 м, а он ставит; он работает 24 чеса в сутки: от рисунка к объему, эмали, скульптуре...»

(справа - «В здоровом теле - здоровый дух»)

ректор суриковского института:: «очаровательный человек, с которым очень легко работать», ректор института имени Репина Чаркин: «...выставка производит ошеломляющее впечатление, я счастлив работать с ним — УРА...»

И весь зал дружно трижды кричит УРА.

Под звуки гимна России, исполненного небольшим. струнным оркестром и хором — Церетели вручают Орден Доблести.(см.фото внизу)

(слева - А.Вознесенский)

Посмотреть есть что — для петербуржцев это в основном неизвестный Церетели — ведь большинство его работ все увидели впервые и были приятно удивлены многогранности его творчества: и графика и живопись и картины из эмали и бронзы и громадные неповторимые скульптуры.

Особенно следует отметить удивительно живую и вписывающуюся в сложившийся в нашем сознании образ — фигуру Петра I (см. справа), стоящую у входа в ЦВЗ «Манеж» (ее не смогли внести в выставочное помещение). 

И если фигура Колумба с головою Петра в Москве вызывала у петербуржцев в основном негативное отношение, то этот Петр просто великолепен и должен несомненно украшать одну из центральных площадей Петербурга. 

Единственно, чего не хватало на выставке — какого-либо упоминания о тех монументальных работах, которые находятся в 14 странах мира.

Интересно было бы представить маленькие макеты наиболее значительных из них, и их связь с окружающим пейзажем.

В заключение предоставляем и нашим читателям со всех концов интернет-сети, которые не могут лично посетить выставку познакомиться с наиболее интересными работами Церетели и составить свое мнение.

(слева - Патриарх Всея Руси Алексий II)

в центре - В.Высоцкий
слева - «Дежурный по городу» и справа - «Спортсмен» Лужков;

Фотографии с пресс-конференции — И.Черных

18-03-2005 опубликовано в интернет-издание «Письмена»

© «Письмена», 2004-2013





Рейтинг@Mail.ru



Главная | Детство, учёба | Семья | Наука и техника | Преподавание
Издательство | Публицикации | СМИ о И.В.Черных | Фотоархив | Видеоархив
Последний путь | Некролог | Книга памяти | Юбилей | Карта ЮК | Маршрут по ЮК |


Написать письмо администрации сайта































Страница И.В.Черных ВКонтакте



Группа ВКонтакте
"Базовая кафедра АПУ ЛЭТИ
при НПО «Лентепло
прибор»"